Мы раскажем правду всему миру..
Архитектура.. как много в этом слове.. Ну какой город обойдется без архитектурного ансамбля, который свойственен только ему. А по этому о ней сегодня и поговорим. Сразу прошу извинить если что упустил, материала много, очень много. А описать кратко такую объёмную тему очень сложно. Ну что ж, поехали)

Часть первая. Архитектура до военного и военного периода.

Природные богатства Уральского края оказались привлекательными для жизни человека с глубокой древности. Археологические данные свидетельствуют о том, что территория Урала осваивалась на протяжении пяти тысячелетий. Потомки разных славянских племен принесли сюда свой опыт ведения сельского хозяйства и животноводства, добычи и обработки металла, а также создания населенных пунктов, строительства домов и сооружений. С XIV в. получает развитие новый этап в использовании богатств недр края. Вначале на Западном Урале возникают промышленная добыча соли и первые разработки месторождений меди. Затем на Восточном Урале, особенно с XVII в., ведется строительство небольших заводов по разработке железных и медных руд, которые обычно относят к так называемой крестьянской металлургии. В XVI—XVII вв. на Восточном Урале начата добыча драгоценных и поделочных камней. Для горного Урала того времени характерно было создание крепостей-острогов — своеобразных опорных оборонительных пунктов. Первые населенные пункты формировались как административно-хозяйственные или торгово-ремесленные центры.


Общий вид центра города-завода в 1730 г.
Реконструкция Н.Б.Бакланова, 1935 год)


План Екатеринбургского завода, 1729 г.

1 — церковь; 2 — обербергамт; 3 — дворы командирские; 4 — плотина; 5 — вешняк; 6 — лари; 7 — домна (две печи); 8 — фурмовая; 9 — свирельная; 10 — плавильная (три печи); 11 — молотовая; 12 — дощатая (три молота); 13 — жестяная (два молота); 14 — лудильная; 15 — укладная (10 горнов); 16 — стальная (три горна); 17 — железорезная (два станка); 18 — проволочная (10 клетей); 19 — пильная (два стана); 20 — якорная (три горна); 21 — колотушка (три молота); 22 — хлебная мельница; 23 — колесницы; 24 — кузница (9 горнов); 25 — «изба железо пробовать»; 26 — весы; 27 — амбары; 28 — меховые; 29 — госпиталь; 30 — «изба лес сушить»; 31 — баня; 32 — платный (монетный) двор; 33 — мосты через вешняки; 34 — обжигальная; 35 — подъездной сарай; 36 — лесные сараи; 37 — рудный сарай; 38 — книгохранительница; 39 — лаборатория; 40 — тюрьма; 41 — гостиный двор; 42 — мелочные ряды; 43 — дворы подъяческие; 44 — школа; 45 — корчмы; 46 — богадельня; 47 — скотобойни; 48 — пивоварня; 49 — пороховой погреб; 50 — крепость; 51 — дворы мастеровых и прочих служителей; 52 — рогатки


План города Екатеринбурга, 1785 г.

Конец XVIII и первая половина XIX в.— яркий период для Екатеринбурга в градостроительном отношении. Возрастает его административное значение как «столицы» Урала. В 1807 г. Екатеринбург объявлен «горным городом», а в 1826 г. сюда переводится все горное правление из Перми. Этот период характерен для Екатеринбурга и многих других уральских городов-заводов развитием каменного строительства, перестройкой заводов с деревянных на каменные, формированием архитектурного облика их центров. Все это обусловливалось общим развитием архитектурно-строительного дела в России и ростом городов-заводов. Перестройка заводских зданий с деревянных на каменные совпала с общим прогрессом техники на уральских заводах — внедрением паровых машин, пудлингового производства, совершенствованием воздуходувных устройств, созданием механических мастерских и т. п. Планировка и объемные решения новых каменных зданий с металлическими покрытиями способствовали этому прогрессу.

Российская Академия художеств к этому времени подготовила не мало архитекторов, которые направлялись работать в различные районы страны. Около шестидесяти зодчих работали на уральских заводах в должностях «заводских» архитекторов. К 1743 г. западная сторона крепости приобрела форму ломаной линии, что повлекло за собой застройку прилегающей к ней части города по радиальной схеме. Примеры, когда крепость своей конфигурацией определяла систему планировки города, мы наблюдаем во многих русских городах. Но в Екатеринбурге начавшаяся радиальная застройка в северо-западной части города не была вызвана жизненной необходимостью, она нарушала уже принятую прямоугольную систему. Поэтому в новом генеральном плане она частично сохранялась только в густо застроенных кварталах. Таким образом, генеральный план 1804 г. — важный документ, составленный на реальной основе с учетом особенностей, определивших дальнейшее развитие города.

Художественное чугунное литье широко применялось в архитектуре Урала, особенно в первой половине XIX в. Производством его занимались многие чугунолитейные заводы, в том числе Каменский, Верх-Исетский и знаменитый Каслинский завод. Важными архитектурными элементами города, располагавшегося на р. Исети и ее притоках, были мосты. К 1801г. было построено четырнадцать деревянных мостов, в последующие годы сооружались каменные мосты через р. Ольховку (1860 г.), а также через р. Исеть (1847 г.) вблизи монетного двора (ныне ул. Малышева). В 1890 г. по проекту архитекторов Р. И. Карвовского и С. С. Козлова выстроен каменный так называемый Александровский мост через р. Исеть.
Большинству значительных по своей величине и архитектуре зданий правильно найдено место в городе, они окружены зеленью, которая хорошо сочетается с белизной их колонн. Например, дом Харитонова поставлен на самой высокой отметке центра города; дом главного начальника — на изгибе городского пруда; контора Верх-Исетского завода своим главным фасадом обращена к пруду; здание аптеки — к площади и т. п. Удачное размещение зданий позволяло воспринимать их из многих точек, и этим самым создавалось впечатление архитектурного единства города.

К 60-м годам XIX столетия в Екатеринбурге построено еще несколько зданий, в том числе театр (в октябре 1847 г. в нем состоялась первая постановка). Облик этих сооружений свидетельствует о начале упадка архитектуры классицизма на Урале, вырождении лучших ее традиций и появлении эклектики.

Пару слов о плотине. Она была заложена в 1723 году усилиями двух выдающихся людей того времени — В. Н. Татищева и Вильгельма де Геннина. Плотина дала механическую энергию для приведения в действие механизмов вновь основанного Екатеринбургского завода и послужила началом строительства города. Плотина в основе своей построена из стволов лиственницы и гранита. В результате сооружения плотины на реке Исеть образовался пруд, называющийся сейчас Городским прудом Екатеринбурга.
В нескольких сохранившихся зданиях бывшего завода располагается музей истории архитектуры и промышленной техники Урала.
В новое время плотину укрепили железобетонными перекрытиями. Во время прокладки пешеходного тоннеля под плотиной в 1998 г., к 275-летию со дня основания города, обнаружено отличное состояние ее конструкции, несмотря на интенсивное транспортное движение по ней.


Проект реконструкции плотины в Екатеринбурге (архит. М. Малахов, 1834 г.)


Плотина через р. Ольховку в Екатеринбурге (строительство закончено в 1824 г.


Здание Кафедрального собора на площади гостиного двора (ныне площадь им. 1905 года)
(рисунок с фото конца XIX в.)


Здания со стороны Комсомольской площади (бывшей Вознесенской)

В период развития капитализма в Екатеринбурге происходят существенные изменения в промышленности. Старые предприятия приходят в упадок. Вместо этого получают развитие кустарные промыслы, пивоваренные заводы, льнопрядильное производство, пухоочистительная, ватночесальная и другие фабрики. Важное значение приобретают новые металлообрабатывающие и механические заведения. В городе открываются отделения банков, быстро развивается торговля. К началу XX в. Екатеринбург из «горного города» превращается в центр учреждений уральских горнозаводчиков, золотопромышленников и коммерсантов. Постройка железных дорог от Екатеринбурга на Пермь, Тюмень и Челябинск превратила город в крупный железнодорожный узел.
Экономические изменения и значительный рост города оказали влияние и на архитектуру старого Екатеринбурга. Происходит дальнейшее его развитие в основном по прямоугольной схеме планировки.
Генеральный план города время от времени уточнялся—в 1864, 1884, 1910, 1917 гг. План 1910 г. неоднократно издавался отдельно и как приложение к справочникам по городу. К январю 1914 г. в Екатеринбурге было 4016 усадеб, 8252 дома, в том числе каменных 671, полукаменных 1042 и 6539 деревянных, 633 торгово-промышленных заведений, а общая длина улиц составляла 93,8 км.
Прогрессивным моментом в архитектуре Екатеринбурга этого периода было строительство зданий нового типа, и в частности вокзала, Театра оперы и балета, многоэтажного здания мельницы. Эти здания отличались строгим функциональным решением.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало небывалому прогрессу в развитии Свердловска, второму рождению города.


Здание Театра оперы и балета (современный вид).
1910-1912 гг., архитектор В.Семенов, при участии архит. К.Бабыкина)


Дом Севастьянова на набережной пруда (ныне первый дом профсоюзов).
Архитектор А.Падучев, строительство 1863-1866 гг.)


Деревянный дом на углу улиц Толмачёва и Клары Цеткин - пример модерна
в архитектуре Екатеринбурга начала XX века

Формирование новых направлений и перспектив развития Екатеринбурга как центра Уральской области, высокая производственная активность и патриотический настрой трудящихся города и области на решение задач социалистического строительства ознаменовались переименованием города и областного центра по ходатайству трудящихся Урала, его партийных и советских организаций (решение Президиума ЦИК СССР, подписанное 14 ноября 1924 г.). Город получил имя уральского революционера-большевика, ближайшего соратника В. И. Ленина, одного из руководителей первого в мире социалистического государства — Я. М. Свердлова. Постановление ЦИК СССР о переименовании Екатеринбурга в Свердловск было опубликовано в газете «Известия» 18 ноября 1924 г.
С начала 20-х годов одновременно с восстановлением промышленности проводятся крупные мероприятия по организации основных отраслей городского хозяйства, улучшению жилищных условий трудящихся и развитию жилищного кооперативного строительства. В декабре 1925 г. вводится в эксплуатацию первая очередь водопровода, в феврале 1927 г. пущена первая очередь новой электростанции, в мае 1927 г. начинает функционировать городская автобусная линия, в ноябре 1929 г. открывается движение по первому трамвайному маршруту (вокзал — площадь Щорса).

Свободные, близкие к растительным внешние декоративные формы позволяли архитекторам создавать сооружения с небывалыми доселе размерами внутренних пространств и конструктивными решениями. Архитекторам модерна удалось в определенной мере прийти к объемно-пространственному пониманию архитектурного организма, и благодаря этому в нем в исходном состоянии содержались основные признаки архитектуры XX в., в том числе более позднего функционализма и конструктивизма. Однако недостаток модерна в чисто художественном, стилистическом отношении заключался, как это было понято многими деятелями культуры на рубеже XIX—XX вв., в отсутствии социально содержательного художественного идеала. Поэтому появляются и такие разновидности модерна, как неоклассицизм и неорусский стиль, где архитекторы обращались и к прошлой образной содержательности классических архитектурных форм. Это направление получило выражение в работах крупнейших зодчих того времени (В. А. Щуко, И. А. Фомина, И. В. Жолтовского, А. Е. Белогруда, А. И. Таманяна, А. В. Щусева и др.), продолжавших творческие поиск и в первые послереволюционные годы (жилой дом на Моховой улице в Москве архит. И. В. Жолтовского, 1933—1934 гг.; Казанский вокзал в Москве архит. A.В. Щусева, 1913—1926 гг., и многие другие).

Наиболее характерный пример комплекса нового типа с общественным обслуживанием в Свердловске — Городок чекистов, построенный в одном из центральных кварталов города в 1929—1936 гг. по проекту архитекторов И. П. Антонова, В. Д. Соколова и А. М. Тумбасова. Жилой комплекс включает в себя десятиэтажный коридорный жилой дом гостиничного типа для молодежи (ныне гостиница «Исеть»), соединенный теплым переходом с кооперированным общественным зданием (клуб, магазин, столовая), квартирные пятиэтажные дома для средних и больших семей, второе кооперированное общественное здание, включающее в себя поликлинику, водолечебницу, аптеку, мастерские — художественную, столярную, сапожную, а также здание детского сада-яслей.


Здание делового клуба (ныне филармония).
Архитекторы К.Бабыкин, Г.Валенков, Е.Коротков


Площадь Труда (слева здание почтамта). Архит. К.Соломонов

Небольшое отступление.
В центре Екатеринбурга, на площади Труда (пр. Ленина), находится фонтан «Каменный цветок». Его открыли в сентябре 1960 года. Архитектор Петр Дмитриевич Деминцев. С восточной стороны от фонтана сейчас находится часовня во имя святой Екатерины, а с западной - памятник основателям города В. Татищеву и В. Геннину. Это любимое место горожан. Здесь отдыхают с детьми, фотографируются новобрачные, гуляют влюбленные.
Круглый бассейн оформлен высококачественным мрамором. Сам цветок, отлитый из чугуна в г. Каменске-Уральском, имеет восемь массивных лепестков. Выше поднялись пшеничные колосья. А на самой вершине - сердцевина цветка, рождающая тугую струю воды. Постамент изготовлен на Сибирском каменном карьере.
Фонтан устанавливали перед главенствующим в квартале зданием обкома КПСС. Значит, это должен был быть не просто Каменный цветок Данилы Мастера, а растение, несущее определенную политическую идею. Именно для этого на каждом большом лепестке последовательно советская пятиугольная звезда чередуется с серпом и молотом.




Водонапорная башня в районе Уралмаша (архит. М.Рейшер)

Водонапорная башня завода Уралмаш (1928-31 гг.) построена по проекту архитектора М. Рейшера. По замыслу автора, помимо своего утилитарного предназначения, башня выполняла роль пространственной доминанты, завершающей бульвар Культуры, одну из улиц «классического трехлучия», которые, расходясь от главной площади соцгорода Уралмаша, формировали планировочную структуру всего района. Сегодня башня с площади больше не просматривается, ее видно лишь с периферийных улиц Донбасской и Бакинских Комиссаров. C самого момента своего появления водонапорная башня стала архитектурной достопримечательностью Уралмаша и одним из его символов. Однако, немногим известно насколько у этого сооружения неординарная история.

Железобетонные конструкции башни были разработаны московским бюро Техбетон, под руководством инженера Прохорова, осуществлявшего также контроль за строительством. Проект металлического бака-резервуара “Инце” (по системе немецкого инженера-гидравлика и архитектора Otto Intze) емкостью 750 кубометров был разработан в бюро металлических конструкций под руководством С. Короткова. Впервые в Свердловске, при сборке бака, техника склепки была заменена электросваркой. Последний сварной шов был наложен спустя пять месяцев от начала работ, 5 июня, 1931 г. Качество сварки получило высокую оценку специалистов из Москвы. Особым обстоятельством было еще и то, что бак уралмашевской башни в то время был самым крупным в мире.
Вероятно, по этой причине, резервуар не выдержал первого испытания: “Через час после заполнения бака водой и подписания акта о приеме башни в эксплуатацию произошло неожиданное – днище бака выгнулось, оборвалось, и сотни кубометров воды хлынули вниз по улице, смыв на своем пути все случайные преграды, в том числе и вооруженного постового, пронеся его на 15-20 метров от башни”. Разумеется, после этого происшествия инженеру В. Фидлеру пришлось объясняться с НКВД. Однако, эта встреча произошла не раньше, чем все последствия аварии были ликвидированы. Новое днище для бака решено было делать в железобетоне. «Инженера Прохорова вызвали в Свердловск и пока он ехал на пароходе от Нижнего Новгорода до Перми за 4-5 дне он произвел расчет нового днища, изготовил чертежи и выдал проект к исполнению». Такими же рекордными темпами проект был осуществлен. Новое днище бака оказалось надежным. Так были развеяны остатки предрассудков о прочности железобетона.
По завершении строительства башня была окрашена белой известью, благодаря чему за ней закрепилось имя “Белая башня”. Это имя осталось даже тогда, когда в годы Великой Отечественной войны 1941-45 башню покрыли защитным цветом, как военно-стратегический объект.
В 1960-е годы башня перестала функционировать как инженерное сооружение. Тогда же впервые встал вопрос о ее дальнейшем использовании. М. Рейшер при сотрудничестве группы художников, разработал проект приспособления башни под молодежное кафе с залом на 50 мест, расположенном на высоте 24 м. На верхних уровнях предлагалось размещение киоска “Мороженое, воды” и обзорная площадка. Проект был одобрен дирекцией Уралмаша, но не получил поддержки главного архитектора.
В 1970-е годы в судьбе башни происходит драматический перелом. Здание ДК УЗТМ, постоенное в комплексе со стадионом, полностью загородило вид на башню от площади, взяв на себя роль завершения бульвара. Уникальный объект конструктивизма, носящий уже тогда статус памятника, был выключен из жизни города, и обречен на жалкое существование посреди пустыря, на задворках впередистоящего здания.
Компромисс в сложившейся ситуации еще предстоит найти. Специалисты осознают, что утрата Белой Башней ее прежней роли пространственного маяка необратима, и поэтому ищут иной способ возвращения городу Екатеринбургу одного из его символов.



Архитектура комплекса, организация его как квартала с комплексным обслуживанием относятся к числу примечательных явлений в истории советской архитектуры и заслуживают внимания теории. Недостатком функциональной организации комплекса, как и большинства подобных решений этого периода, с современной точки зрения является односторонняя ориентация на обобщение домашнего хозяйства (отсутствие кухонь в жилых квартирах, замена их кухнями-нишами и др.) при локальном решении задачи. Между тем решение проблемы освобождения женщин от тягот устарелого домашнего хозяйства лежит, как известно, на пути развития индустриальной системы производства и обслуживания в широких масштабах, начало которому было заложено в эти годы (строительство фабрики-кухни, хлебозавода — 1927 г., молочного завода— 1936 г., коммунальных прачечных и бань, автоматической телефонной станции — 1935 г. и др.).
Архитектура жилой застройки Уралмаша начала и второй половины 30-х годов имеет очевидные отличия в стилистическом отношении. Утверждение новой творческой направленности в архитектуре происходит в период 1931—1935 гг. Этому способствовали проведение в 1931 г. Первого международного конкурса на проект здания Дворца Советов в Москве, принятое в 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», ликвидация-различных архитектурных группировок, организация Союза советских архитекторов и Академии архитектуры СССР. Новое направление имело определенные социально-психологические корни. Направление конструктивизма и западного функционализма критиковалось тогда за уход от идейно-эстетической задачи архитектуры, за показной техницизм и лишение архитектурных форм эстетической человеческой ценности, антропоморфности, присущей классической архитектуре.
Накануне войны в Свердловске размещалось более 160 областных, межобластных и зональных учреждений и управлений. Промышленность города была представлена 140 заводами, фабриками, комбинатами и мастерскими, 85 из которых были государственными предприятиями союзного и республиканского подчинения. Здесь размещался Уральский филиал Академии наук СССР, 25 научно-исследовательских институтов, 12 вузов и 30 техникумов, в которых обучалось 12,5 тыс. студентов. В городе действовали 52 клубных учреждения, 7 музеев, 73 киноустановки, 5 театров, 166 массовых библиотек. Население города выросло до 450 тыс. человек.
В суровые годы войны Свердловск принял многие факультеты и кафедры вузов Москвы, Ленинграда и Киева, здесь размещался президиум Академии наук СССР, работали виднейшие академики, деятели науки и техники. Они «собрались там, где сосредоточилась техническая помощь фронту, — писала газета «Правда». — Они там, где добывается руда и уголь, где выплавляется высококачественная сталь, где день и ночь в самоотверженном труде советские патриоты изготовляют самолеты, танки, орудия, боеприпасы в помощь фронту». Здесь проводились крупные исследования, конструирование и испытание военного оружия и техники. Так, 15 мая 1942 г. со свердловского поля аэродрома впервые в мире поднялся в небо реактивный самолет, пилотируемый летчиком Г. Я. Бахчиванджи.
В соответствии с увеличением промышленного производства, объем продукции которого возрос в период войны в 7 раз, с размещением новых учреждений значительно возрастает население города. Несмотря на ограничение материальных средств, кроме промышленного строительства продолжает осуществляться жилищное строительство, строительство зданий учреждений, коммунальных предприятий, развивается транспорт, ведутся работы по благоустройству. За годы войны было построено 430 жилых домов общей площадью более 100 тыс. м2, осуществлялось строительство комплекса академических зданий во Втузгородке, проложена и пущена первая линия троллейбуса, расширена сеть трамвайных путей, открыт новый пригородный аэропорт «Кольцово», замощено и заасфальтировано около 400 тыс. м2 дорог и тротуаров.
Общее изменение структуры города в военные годы помимо застройки территорий промышленных районов Уралмаша, и Химмаша характеризуется началом слияния расчлененной ранее застройки промышленных районов и основного ядра города, увеличением промышленных и жилых территорий, повышением плотности застройки.
Многие архитекторы города, как и другие свердловчане, доблестно сражались с врагом на фронтах Отечественной войны. Имена зодчих, погибших в боях за Родину, увековечены на мраморной доске в свердловском Доме архитектора. В послевоенные годы в Свердловске были сооружены памятники-монументы, прославляющие боевые и трудовые подвиги свердловчан, всех уральцев в Великой Отечественной войне.


Здание окружного Дома офицеров.
(ранее Дом Красной Армии, архит. В.Емельянов)


Здание главного корпуса Уральского политехнического института.
(ранее Уральского индустриального института).
Архитекторы Г.Вольфензон, А.Уткин, К.Бабыкин.


Здание железнодорожного вокзала
(архитекторы Г.Валенков, В.Смирнов)

И еще немного об архитектурных строениях города)

Старый вокзал
читать дальше

Концертный зал Маклецкого
читать дальше

Дома купцов Коробковых
читать дальше

Усадьба Расторгуевых — Харитоновых
читать дальше

Дом Главного начальника горных заводов Хребта Уральского
читать дальше

Усадьба Тарасова
читать дальше

Дом Севастьянова
читать дальше

Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев
читать дальше

Храм Вознесения Господня
читать дальше

Храм в честь Рождества Христова
читать дальше

Большой Златоуст
читать дальше

Музей истории Екатеринбурга
читать дальше

Комментарии
29.01.2010 в 21:10

очень интересно) спасибо)
29.01.2010 в 21:25

...но если больше спрятать под кат, будет лучше )
29.01.2010 в 21:29

Мы раскажем правду всему миру..
Parkan
Я уже думал про это))
29.01.2010 в 21:45

Можешь бежать - беги вперед. Не можешь бежать - иди вперед. Не можешь идти - ползи вперед хоть на зубах. НО НИКОГДА НЕ СДАВАЙСЯ!
Об-бал-деть...
29.01.2010 в 23:39

Можешь бежать - беги вперед. Не можешь бежать - иди вперед. Не можешь идти - ползи вперед хоть на зубах. НО НИКОГДА НЕ СДАВАЙСЯ!
+ к вышеперечисленному

vkontakte.ru/video-12232065_138222145

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail