Архитектура.. как много в этом слове.. Ну какой город обойдется без архитектурного ансамбля, который свойственен только ему. А по этому о ней сегодня и поговорим. Сразу прошу извинить если что упустил, материала много, очень много. А описать кратко такую объёмную тему очень сложно. Ну что ж, поехали)
Часть первая. Архитектура до военного и военного периода.
Природные богатства Уральского края оказались привлекательными для жизни человека с глубокой древности. Археологические данные свидетельствуют о том, что территория Урала осваивалась на протяжении пяти тысячелетий. Потомки разных славянских племен принесли сюда свой опыт ведения сельского хозяйства и животноводства, добычи и обработки металла, а также создания населенных пунктов, строительства домов и сооружений. С XIV в. получает развитие новый этап в использовании богатств недр края. Вначале на Западном Урале возникают промышленная добыча соли и первые разработки месторождений меди. Затем на Восточном Урале, особенно с XVII в., ведется строительство небольших заводов по разработке железных и медных руд, которые обычно относят к так называемой крестьянской металлургии. В XVI—XVII вв. на Восточном Урале начата добыча драгоценных и поделочных камней. Для горного Урала того времени характерно было создание крепостей-острогов — своеобразных опорных оборонительных пунктов. Первые населенные пункты формировались как административно-хозяйственные или торгово-ремесленные центры.
Общий вид центра города-завода в 1730 г.
Реконструкция Н.Б.Бакланова, 1935 год)
План Екатеринбургского завода, 1729 г.
1 — церковь; 2 — обербергамт; 3 — дворы командирские; 4 — плотина; 5 — вешняк; 6 — лари; 7 — домна (две печи); 8 — фурмовая; 9 — свирельная; 10 — плавильная (три печи); 11 — молотовая; 12 — дощатая (три молота); 13 — жестяная (два молота); 14 — лудильная; 15 — укладная (10 горнов); 16 — стальная (три горна); 17 — железорезная (два станка); 18 — проволочная (10 клетей); 19 — пильная (два стана); 20 — якорная (три горна); 21 — колотушка (три молота); 22 — хлебная мельница; 23 — колесницы; 24 — кузница (9 горнов); 25 — «изба железо пробовать»; 26 — весы; 27 — амбары; 28 — меховые; 29 — госпиталь; 30 — «изба лес сушить»; 31 — баня; 32 — платный (монетный) двор; 33 — мосты через вешняки; 34 — обжигальная; 35 — подъездной сарай; 36 — лесные сараи; 37 — рудный сарай; 38 — книгохранительница; 39 — лаборатория; 40 — тюрьма; 41 — гостиный двор; 42 — мелочные ряды; 43 — дворы подъяческие; 44 — школа; 45 — корчмы; 46 — богадельня; 47 — скотобойни; 48 — пивоварня; 49 — пороховой погреб; 50 — крепость; 51 — дворы мастеровых и прочих служителей; 52 — рогатки
План города Екатеринбурга, 1785 г.
Конец XVIII и первая половина XIX в.— яркий период для Екатеринбурга в градостроительном отношении. Возрастает его административное значение как «столицы» Урала. В 1807 г. Екатеринбург объявлен «горным городом», а в 1826 г. сюда переводится все горное правление из Перми. Этот период характерен для Екатеринбурга и многих других уральских городов-заводов развитием каменного строительства, перестройкой заводов с деревянных на каменные, формированием архитектурного облика их центров. Все это обусловливалось общим развитием архитектурно-строительного дела в России и ростом городов-заводов. Перестройка заводских зданий с деревянных на каменные совпала с общим прогрессом техники на уральских заводах — внедрением паровых машин, пудлингового производства, совершенствованием воздуходувных устройств, созданием механических мастерских и т. п. Планировка и объемные решения новых каменных зданий с металлическими покрытиями способствовали этому прогрессу.
Российская Академия художеств к этому времени подготовила не мало архитекторов, которые направлялись работать в различные районы страны. Около шестидесяти зодчих работали на уральских заводах в должностях «заводских» архитекторов. К 1743 г. западная сторона крепости приобрела форму ломаной линии, что повлекло за собой застройку прилегающей к ней части города по радиальной схеме. Примеры, когда крепость своей конфигурацией определяла систему планировки города, мы наблюдаем во многих русских городах. Но в Екатеринбурге начавшаяся радиальная застройка в северо-западной части города не была вызвана жизненной необходимостью, она нарушала уже принятую прямоугольную систему. Поэтому в новом генеральном плане она частично сохранялась только в густо застроенных кварталах. Таким образом, генеральный план 1804 г. — важный документ, составленный на реальной основе с учетом особенностей, определивших дальнейшее развитие города.
Художественное чугунное литье широко применялось в архитектуре Урала, особенно в первой половине XIX в. Производством его занимались многие чугунолитейные заводы, в том числе Каменский, Верх-Исетский и знаменитый Каслинский завод. Важными архитектурными элементами города, располагавшегося на р. Исети и ее притоках, были мосты. К 1801г. было построено четырнадцать деревянных мостов, в последующие годы сооружались каменные мосты через р. Ольховку (1860 г.), а также через р. Исеть (1847 г.) вблизи монетного двора (ныне ул. Малышева). В 1890 г. по проекту архитекторов Р. И. Карвовского и С. С. Козлова выстроен каменный так называемый Александровский мост через р. Исеть.
Большинству значительных по своей величине и архитектуре зданий правильно найдено место в городе, они окружены зеленью, которая хорошо сочетается с белизной их колонн. Например, дом Харитонова поставлен на самой высокой отметке центра города; дом главного начальника — на изгибе городского пруда; контора Верх-Исетского завода своим главным фасадом обращена к пруду; здание аптеки — к площади и т. п. Удачное размещение зданий позволяло воспринимать их из многих точек, и этим самым создавалось впечатление архитектурного единства города.
К 60-м годам XIX столетия в Екатеринбурге построено еще несколько зданий, в том числе театр (в октябре 1847 г. в нем состоялась первая постановка). Облик этих сооружений свидетельствует о начале упадка архитектуры классицизма на Урале, вырождении лучших ее традиций и появлении эклектики.
Пару слов о плотине. Она была заложена в 1723 году усилиями двух выдающихся людей того времени — В. Н. Татищева и Вильгельма де Геннина. Плотина дала механическую энергию для приведения в действие механизмов вновь основанного Екатеринбургского завода и послужила началом строительства города. Плотина в основе своей построена из стволов лиственницы и гранита. В результате сооружения плотины на реке Исеть образовался пруд, называющийся сейчас Городским прудом Екатеринбурга.
В нескольких сохранившихся зданиях бывшего завода располагается музей истории архитектуры и промышленной техники Урала.
В новое время плотину укрепили железобетонными перекрытиями. Во время прокладки пешеходного тоннеля под плотиной в 1998 г., к 275-летию со дня основания города, обнаружено отличное состояние ее конструкции, несмотря на интенсивное транспортное движение по ней.
Проект реконструкции плотины в Екатеринбурге (архит. М. Малахов, 1834 г.)
Плотина через р. Ольховку в Екатеринбурге (строительство закончено в 1824 г.
Здание Кафедрального собора на площади гостиного двора (ныне площадь им. 1905 года)
(рисунок с фото конца XIX в.)
Здания со стороны Комсомольской площади (бывшей Вознесенской)
В период развития капитализма в Екатеринбурге происходят существенные изменения в промышленности. Старые предприятия приходят в упадок. Вместо этого получают развитие кустарные промыслы, пивоваренные заводы, льнопрядильное производство, пухоочистительная, ватночесальная и другие фабрики. Важное значение приобретают новые металлообрабатывающие и механические заведения. В городе открываются отделения банков, быстро развивается торговля. К началу XX в. Екатеринбург из «горного города» превращается в центр учреждений уральских горнозаводчиков, золотопромышленников и коммерсантов. Постройка железных дорог от Екатеринбурга на Пермь, Тюмень и Челябинск превратила город в крупный железнодорожный узел.
Экономические изменения и значительный рост города оказали влияние и на архитектуру старого Екатеринбурга. Происходит дальнейшее его развитие в основном по прямоугольной схеме планировки.
Генеральный план города время от времени уточнялся—в 1864, 1884, 1910, 1917 гг. План 1910 г. неоднократно издавался отдельно и как приложение к справочникам по городу. К январю 1914 г. в Екатеринбурге было 4016 усадеб, 8252 дома, в том числе каменных 671, полукаменных 1042 и 6539 деревянных, 633 торгово-промышленных заведений, а общая длина улиц составляла 93,8 км.
Прогрессивным моментом в архитектуре Екатеринбурга этого периода было строительство зданий нового типа, и в частности вокзала, Театра оперы и балета, многоэтажного здания мельницы. Эти здания отличались строгим функциональным решением.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало небывалому прогрессу в развитии Свердловска, второму рождению города.
Здание Театра оперы и балета (современный вид).
1910-1912 гг., архитектор В.Семенов, при участии архит. К.Бабыкина)
Дом Севастьянова на набережной пруда (ныне первый дом профсоюзов).
Архитектор А.Падучев, строительство 1863-1866 гг.)
Деревянный дом на углу улиц Толмачёва и Клары Цеткин - пример модерна
в архитектуре Екатеринбурга начала XX века
Формирование новых направлений и перспектив развития Екатеринбурга как центра Уральской области, высокая производственная активность и патриотический настрой трудящихся города и области на решение задач социалистического строительства ознаменовались переименованием города и областного центра по ходатайству трудящихся Урала, его партийных и советских организаций (решение Президиума ЦИК СССР, подписанное 14 ноября 1924 г.). Город получил имя уральского революционера-большевика, ближайшего соратника В. И. Ленина, одного из руководителей первого в мире социалистического государства — Я. М. Свердлова. Постановление ЦИК СССР о переименовании Екатеринбурга в Свердловск было опубликовано в газете «Известия» 18 ноября 1924 г.
С начала 20-х годов одновременно с восстановлением промышленности проводятся крупные мероприятия по организации основных отраслей городского хозяйства, улучшению жилищных условий трудящихся и развитию жилищного кооперативного строительства. В декабре 1925 г. вводится в эксплуатацию первая очередь водопровода, в феврале 1927 г. пущена первая очередь новой электростанции, в мае 1927 г. начинает функционировать городская автобусная линия, в ноябре 1929 г. открывается движение по первому трамвайному маршруту (вокзал — площадь Щорса).
Свободные, близкие к растительным внешние декоративные формы позволяли архитекторам создавать сооружения с небывалыми доселе размерами внутренних пространств и конструктивными решениями. Архитекторам модерна удалось в определенной мере прийти к объемно-пространственному пониманию архитектурного организма, и благодаря этому в нем в исходном состоянии содержались основные признаки архитектуры XX в., в том числе более позднего функционализма и конструктивизма. Однако недостаток модерна в чисто художественном, стилистическом отношении заключался, как это было понято многими деятелями культуры на рубеже XIX—XX вв., в отсутствии социально содержательного художественного идеала. Поэтому появляются и такие разновидности модерна, как неоклассицизм и неорусский стиль, где архитекторы обращались и к прошлой образной содержательности классических архитектурных форм. Это направление получило выражение в работах крупнейших зодчих того времени (В. А. Щуко, И. А. Фомина, И. В. Жолтовского, А. Е. Белогруда, А. И. Таманяна, А. В. Щусева и др.), продолжавших творческие поиск и в первые послереволюционные годы (жилой дом на Моховой улице в Москве архит. И. В. Жолтовского, 1933—1934 гг.; Казанский вокзал в Москве архит. A.В. Щусева, 1913—1926 гг., и многие другие).
Наиболее характерный пример комплекса нового типа с общественным обслуживанием в Свердловске — Городок чекистов, построенный в одном из центральных кварталов города в 1929—1936 гг. по проекту архитекторов И. П. Антонова, В. Д. Соколова и А. М. Тумбасова. Жилой комплекс включает в себя десятиэтажный коридорный жилой дом гостиничного типа для молодежи (ныне гостиница «Исеть»), соединенный теплым переходом с кооперированным общественным зданием (клуб, магазин, столовая), квартирные пятиэтажные дома для средних и больших семей, второе кооперированное общественное здание, включающее в себя поликлинику, водолечебницу, аптеку, мастерские — художественную, столярную, сапожную, а также здание детского сада-яслей.
Здание делового клуба (ныне филармония).
Архитекторы К.Бабыкин, Г.Валенков, Е.Коротков
Площадь Труда (слева здание почтамта). Архит. К.Соломонов
Небольшое отступление.
В центре Екатеринбурга, на площади Труда (пр. Ленина), находится фонтан «Каменный цветок». Его открыли в сентябре 1960 года. Архитектор Петр Дмитриевич Деминцев. С восточной стороны от фонтана сейчас находится часовня во имя святой Екатерины, а с западной - памятник основателям города В. Татищеву и В. Геннину. Это любимое место горожан. Здесь отдыхают с детьми, фотографируются новобрачные, гуляют влюбленные.
Круглый бассейн оформлен высококачественным мрамором. Сам цветок, отлитый из чугуна в г. Каменске-Уральском, имеет восемь массивных лепестков. Выше поднялись пшеничные колосья. А на самой вершине - сердцевина цветка, рождающая тугую струю воды. Постамент изготовлен на Сибирском каменном карьере.
Фонтан устанавливали перед главенствующим в квартале зданием обкома КПСС. Значит, это должен был быть не просто Каменный цветок Данилы Мастера, а растение, несущее определенную политическую идею. Именно для этого на каждом большом лепестке последовательно советская пятиугольная звезда чередуется с серпом и молотом.
Водонапорная башня в районе Уралмаша (архит. М.Рейшер)
Водонапорная башня завода Уралмаш (1928-31 гг.) построена по проекту архитектора М. Рейшера. По замыслу автора, помимо своего утилитарного предназначения, башня выполняла роль пространственной доминанты, завершающей бульвар Культуры, одну из улиц «классического трехлучия», которые, расходясь от главной площади соцгорода Уралмаша, формировали планировочную структуру всего района. Сегодня башня с площади больше не просматривается, ее видно лишь с периферийных улиц Донбасской и Бакинских Комиссаров. C самого момента своего появления водонапорная башня стала архитектурной достопримечательностью Уралмаша и одним из его символов. Однако, немногим известно насколько у этого сооружения неординарная история.
Железобетонные конструкции башни были разработаны московским бюро Техбетон, под руководством инженера Прохорова, осуществлявшего также контроль за строительством. Проект металлического бака-резервуара “Инце” (по системе немецкого инженера-гидравлика и архитектора Otto Intze) емкостью 750 кубометров был разработан в бюро металлических конструкций под руководством С. Короткова. Впервые в Свердловске, при сборке бака, техника склепки была заменена электросваркой. Последний сварной шов был наложен спустя пять месяцев от начала работ, 5 июня, 1931 г. Качество сварки получило высокую оценку специалистов из Москвы. Особым обстоятельством было еще и то, что бак уралмашевской башни в то время был самым крупным в мире.
Вероятно, по этой причине, резервуар не выдержал первого испытания: “Через час после заполнения бака водой и подписания акта о приеме башни в эксплуатацию произошло неожиданное – днище бака выгнулось, оборвалось, и сотни кубометров воды хлынули вниз по улице, смыв на своем пути все случайные преграды, в том числе и вооруженного постового, пронеся его на 15-20 метров от башни”. Разумеется, после этого происшествия инженеру В. Фидлеру пришлось объясняться с НКВД. Однако, эта встреча произошла не раньше, чем все последствия аварии были ликвидированы. Новое днище для бака решено было делать в железобетоне. «Инженера Прохорова вызвали в Свердловск и пока он ехал на пароходе от Нижнего Новгорода до Перми за 4-5 дне он произвел расчет нового днища, изготовил чертежи и выдал проект к исполнению». Такими же рекордными темпами проект был осуществлен. Новое днище бака оказалось надежным. Так были развеяны остатки предрассудков о прочности железобетона.
По завершении строительства башня была окрашена белой известью, благодаря чему за ней закрепилось имя “Белая башня”. Это имя осталось даже тогда, когда в годы Великой Отечественной войны 1941-45 башню покрыли защитным цветом, как военно-стратегический объект.
В 1960-е годы башня перестала функционировать как инженерное сооружение. Тогда же впервые встал вопрос о ее дальнейшем использовании. М. Рейшер при сотрудничестве группы художников, разработал проект приспособления башни под молодежное кафе с залом на 50 мест, расположенном на высоте 24 м. На верхних уровнях предлагалось размещение киоска “Мороженое, воды” и обзорная площадка. Проект был одобрен дирекцией Уралмаша, но не получил поддержки главного архитектора.
В 1970-е годы в судьбе башни происходит драматический перелом. Здание ДК УЗТМ, постоенное в комплексе со стадионом, полностью загородило вид на башню от площади, взяв на себя роль завершения бульвара. Уникальный объект конструктивизма, носящий уже тогда статус памятника, был выключен из жизни города, и обречен на жалкое существование посреди пустыря, на задворках впередистоящего здания.
Компромисс в сложившейся ситуации еще предстоит найти. Специалисты осознают, что утрата Белой Башней ее прежней роли пространственного маяка необратима, и поэтому ищут иной способ возвращения городу Екатеринбургу одного из его символов.
Архитектура комплекса, организация его как квартала с комплексным обслуживанием относятся к числу примечательных явлений в истории советской архитектуры и заслуживают внимания теории. Недостатком функциональной организации комплекса, как и большинства подобных решений этого периода, с современной точки зрения является односторонняя ориентация на обобщение домашнего хозяйства (отсутствие кухонь в жилых квартирах, замена их кухнями-нишами и др.) при локальном решении задачи. Между тем решение проблемы освобождения женщин от тягот устарелого домашнего хозяйства лежит, как известно, на пути развития индустриальной системы производства и обслуживания в широких масштабах, начало которому было заложено в эти годы (строительство фабрики-кухни, хлебозавода — 1927 г., молочного завода— 1936 г., коммунальных прачечных и бань, автоматической телефонной станции — 1935 г. и др.).
Архитектура жилой застройки Уралмаша начала и второй половины 30-х годов имеет очевидные отличия в стилистическом отношении. Утверждение новой творческой направленности в архитектуре происходит в период 1931—1935 гг. Этому способствовали проведение в 1931 г. Первого международного конкурса на проект здания Дворца Советов в Москве, принятое в 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», ликвидация-различных архитектурных группировок, организация Союза советских архитекторов и Академии архитектуры СССР. Новое направление имело определенные социально-психологические корни. Направление конструктивизма и западного функционализма критиковалось тогда за уход от идейно-эстетической задачи архитектуры, за показной техницизм и лишение архитектурных форм эстетической человеческой ценности, антропоморфности, присущей классической архитектуре.
Накануне войны в Свердловске размещалось более 160 областных, межобластных и зональных учреждений и управлений. Промышленность города была представлена 140 заводами, фабриками, комбинатами и мастерскими, 85 из которых были государственными предприятиями союзного и республиканского подчинения. Здесь размещался Уральский филиал Академии наук СССР, 25 научно-исследовательских институтов, 12 вузов и 30 техникумов, в которых обучалось 12,5 тыс. студентов. В городе действовали 52 клубных учреждения, 7 музеев, 73 киноустановки, 5 театров, 166 массовых библиотек. Население города выросло до 450 тыс. человек.
В суровые годы войны Свердловск принял многие факультеты и кафедры вузов Москвы, Ленинграда и Киева, здесь размещался президиум Академии наук СССР, работали виднейшие академики, деятели науки и техники. Они «собрались там, где сосредоточилась техническая помощь фронту, — писала газета «Правда». — Они там, где добывается руда и уголь, где выплавляется высококачественная сталь, где день и ночь в самоотверженном труде советские патриоты изготовляют самолеты, танки, орудия, боеприпасы в помощь фронту». Здесь проводились крупные исследования, конструирование и испытание военного оружия и техники. Так, 15 мая 1942 г. со свердловского поля аэродрома впервые в мире поднялся в небо реактивный самолет, пилотируемый летчиком Г. Я. Бахчиванджи.
В соответствии с увеличением промышленного производства, объем продукции которого возрос в период войны в 7 раз, с размещением новых учреждений значительно возрастает население города. Несмотря на ограничение материальных средств, кроме промышленного строительства продолжает осуществляться жилищное строительство, строительство зданий учреждений, коммунальных предприятий, развивается транспорт, ведутся работы по благоустройству. За годы войны было построено 430 жилых домов общей площадью более 100 тыс. м2, осуществлялось строительство комплекса академических зданий во Втузгородке, проложена и пущена первая линия троллейбуса, расширена сеть трамвайных путей, открыт новый пригородный аэропорт «Кольцово», замощено и заасфальтировано около 400 тыс. м2 дорог и тротуаров.
Общее изменение структуры города в военные годы помимо застройки территорий промышленных районов Уралмаша, и Химмаша характеризуется началом слияния расчлененной ранее застройки промышленных районов и основного ядра города, увеличением промышленных и жилых территорий, повышением плотности застройки.
Многие архитекторы города, как и другие свердловчане, доблестно сражались с врагом на фронтах Отечественной войны. Имена зодчих, погибших в боях за Родину, увековечены на мраморной доске в свердловском Доме архитектора. В послевоенные годы в Свердловске были сооружены памятники-монументы, прославляющие боевые и трудовые подвиги свердловчан, всех уральцев в Великой Отечественной войне.
Здание окружного Дома офицеров.
(ранее Дом Красной Армии, архит. В.Емельянов)
Здание главного корпуса Уральского политехнического института.
(ранее Уральского индустриального института).
Архитекторы Г.Вольфензон, А.Уткин, К.Бабыкин.
Здание железнодорожного вокзала
(архитекторы Г.Валенков, В.Смирнов)
И еще немного об архитектурных строениях города)
Старый вокзал
читать дальше
Старый вокзал — здание бывшего вокзала в Екатеринбурге, построенного по проекту архитектора П. П. Шрейбера в 1878 году. Расположен в Железнодорожном районе города рядом с действующим вокзалом.
После постройки нынешней железнодорожной станции в 1914 году, старый вокзал превратился в «воинский».
В 2003 году после реконструкции здание было превращено в Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги под открытым небом.
На небольшой площади перед музеем посетителей встречают скульптуры, олицетворяющие профессии железнодорожного транспорта разных эпох — начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить об отправлении поезда, путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая пассажирам чай. Непосредственно перед входом расположилась группа «Пассажиры», иллюстрирующая жизнь пассажиров на вокзале. Авторы этих произведений искусства, выполненных в жанре городской скульптуры — скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев. Скульптуры удачно обыгрывают представленные здесь же натурные экспонаты: тележку путейцев для перевозки шпал, тупик, семафор, шлагбаум с сигнальным устройством.
Внутренняя часть экспозиции условно разделена на 2 части: историческую и техническую. Историческая часть включает период от создания первого в России паровоза Е. А. и М. Е. Черепановыми до современного периода реформирования транспорта: строительство первых железных дорог, создание МПС, строительство и эксплуатацию Уральской Горнозаводской и Пермской дороги, развитие образования, науки, социальной сферы.Концертный зал Маклецкого
читать дальше
Конце́ртный зал и́мени Макле́цкого — концертный зал на 400 мест в Екатеринбурге. Расположен в музыкальном училище им. Чайковского. Считается лучшим камерным концертным залом России по акустическим параметрам.
Большой концертный зал был построен в 1900 году на средства директора местного филиала Сибирского банка Ильи Маклецкого. По некоторым историческим данным, он подарил концертную площадку своей дочери. С момента открытия, в зале проходили концерты классической, духовной музыки, а также театральные постановки. В 1912 году на базе зала Маклецкого открылись музыкальные классы Императорского русского музыкального общества, позднее они были переименованы в музыкальное училище.
Постепенно зал Маклецкого стал известным далеко за пределами Екатеринбурга. В советское время здесь выступали Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Давид Ойстрах и Генрих Нейгауз. Главное, что привлекало музыкантов — уникальная акустика, секрет которой не разгадан до сих пор. Опытные звукоинженеры, работавшие на реставрации, постарались, насколько это возможно, восстановить звуковое своеобразие зала.Дома купцов Коробковых
читать дальше
Дома́ купцо́в Коробко́вых (здание нотариальной конторы) — два особняка-близнеца в классическом стиле, построенные в первой половине XIX века на Кафедральной площади Екатеринбурга купцами Коробковыми. В 1880-х правый особняк был декорирован в псевдоготическом стиле.Усадьба Расторгуевых — Харитоновых
читать дальше
Уса́дьба Расторгу́евых — Харито́новых — один из наиболее ценных архитектурных усадебно-парковых ансамблей в Екатеринбурге, памятник архитектуры федерального значения. Расположена на улице К. Либкнехта в центре города (Кировский район), на Вознесенской горке.
Начала строиться одновременно с закладкой Вознесенской церкви в 1794—95. Завершена к 1824 году. В строительстве принимал участие архитектор М. П. Малахов, однако первоначальный автор неизвестен. В середине XIX века при усадьбе разбит сад.
Первоначально земельным участком владел губернский секретарь С. А. Исаков. В 1794 он приступил к строительству каменного дома, но в 1795 умер. Купец Лев Иванович Расторгуев «недвижимое имение» приобрёл у вдовы С. А. Исакова. К 1814 году Расторгуев воздвиг два дома, в том числе один флигель «глаголем» в два этажа с бельведером и оранжерею. В 1820 в усадьбе были встроены ещё два флигеля по улице Вознесенской и т. н. «внутренний» флигель во дворе.
В 1823 году усадьба отошла к П. Я. Харитонову — зятю Расторгуева и стала быстро расширяться, Харитонов скупил прилегающие участки и на 9 гектарах разбил «английский сад» с парковыми сооружениями. По другим данным, после 1808 года пустырь был примежеван к дому Расторгуевым. После 1824 года флигели были соединены одноэтажными переходами. К 1836 году выполнены украшения фасадов. Легенды сообщают о подвалах, где томились мятежники с заводов, о целой сети подземелий, расходящихся от дома во все стороны. После высылки в 1837 году Харитонова, по указу Императора, в Кекскольм, за зверское обращение с рабочими, усадьба опустела, затем некоторые помещения сдавались под квартиры и конторы.
В годы революции здесь размещался отряд Красной гвардии, работал Урало-Сибирский коммунистический университет. В ноябре—декабре 1917 года в здании дворца проходили заседания первого областного съезда Социалистического союза рабочей молодёжи Урала, в честь этого события площадь перед дворцом названа Комсомольской.
В 1924 в парке перед входом во дворец произошёл провал и открылся тоннель. В 1960-е годы, при очистке пруда, открылось отверстие с ходом на 20 м в склоне северо-западного берега. Эти события подтвердили легенды о подземных ходах под усадьбой.
В 1935—1937 здание было капитально отремонтировано и передано Дворцу пионеров и школьников (ныне Дворец детского и юношеского творчества). Летом 2000 усадьбу попытались передать для резиденции полномочного представителя Президента РФ в УрФО П. М. Латышева (президент Путин 28 июля 2000 подписал соответствующий Указ), однако под давлением общественности (прежде всего родительского комитета Дворца творчества), усадьба передана не была
Усадьба окружена множеством легенд. В подземелье Расторгуев устроил молельни для староверов, которым в то время запрещалось проводить богослужения. К ним он сам тайно принадлежал, хранил в доме старообрядческие книги и иконы. Десятки раскольников приходили по ночам в дом Расторгуева, чтобы отправлять там свои богослужения. Если к дому приближались посторонние, то купец предупреждал своих гостей, и они уходили из подземелья через потайной выход в глухом месте. По версии уральского писателя К. В. Боголюбова, автор первоначального проекта отыскался в Тобольской каторге. Расторгуев обещал устроить ему досрочное освобождение после окончания работ, но обещания своего не выполнил, узник был вновь водворён в Тобольк и повесился там. Это обстоятельство, по словам потомков Расторгуева, послужило причиной многих несчастий. Сначала хозяин дома свёл в могилу ни в чем не повинную жену, Дочь купца полюбила молодого мастера из крепостных, часто бывавшего у её отца по делам: он работал на строительстве расторгуевских заводов. О романе донесли отцу, и тот приказал запороть мастера насмерть, а дочку посадил под домашний арест. Но как-то ночью она ухитрилась сбежать в сад и утопилась в пруду. Её тело извлекли из воды на следующий день. Затем буйного вдовца окрутила цыганка Стеша, да сама загуляла с его дружком. Обманутый купец решил замуровать в стене коварных любовников, но те упредили купца — утром сторожа его уже мёртвого подобрали: будто выпал хмельной с третьего этажа.
Дом Главного начальника горных заводов Хребта Уральского
читать дальше
Дом Гла́вного нача́льника го́рных заво́дов Хребта́ Ура́льского был возведен в первой трети XIX века по проекту архитектора М. П. Малахова.
Главный фасад двухэтажного дома, украшенного трехъярусным портиком и мезонином, обращен к пруду. На высоте первого этажа проходит рустованная аркада по столбам; на уровне второго этажа портик представляет собой ионическую колоннаду. Мезонин украшен третьим ярусом портика — тонкими коринфскими колонками. Портик завершается треугольным фронтоном. Симметрично поставленные по обеим сторонам здания ворота создают целостную композицию.
Так же, как и в случае с усадьбой Расторгуевых — Харитоновых, Малахов начинал не с пустого места. Он добавил к давно построенному особняку берг-инспектора Булгакова мезонин, портик и ворота, но благодаря его вмешательству заурядное здание превратилось в шедевр архитектуры.
Почти 20 лет с 1837 по 1856 год владельцем этого дома являлся генерал Владимир Андреевич Глинка. В резиденции Главного начальника останавливались будущий Император Александр II и его воспитатель — известный русский поэт В. А. Жуковский; проездом бывала в доме семья покойного декабриста В. К. Кюхельбекера; чиновником особых поручений при генерале В. А. Глинке служил декабрист Ф. Г. Вишневский.
Резиденция Главного начальника горных заводов здесь находилась до 1917 года. Некоторое время после революции в здании работали окружной и областной Советы рабочих депутатов.
Сейчас в здании на набережной располагается областная больница № 2.Усадьба Тарасова
читать дальше
Купцы Тарасовы обосновались на набережной городского пруда в середине XIX в., купив старый каменный дом у наследников Г. Ф. Зотова — бывшего управляющего Кыштымского горного округа. С этого времени набережная называлась Тарасовской. Усадьба была возведена в пору господства в Екатеринбурге архитектуры классицизма, возможно, при участии архитектора М. П. Малахова, и, даже будучи облачена во второй половине XIX в. в одежды модной тогда эклектики, сохранила прежний стилевой облик. Во флигеле дома Тарасова в 1910 году размещалось общество Уральских горных техников, секретарем которого был Быков В. М. Здесь была конспиративная квартира большевиков (флигель северный). До настоящего времени сохранилась лишь часть построек — главный двухэтажный дом, одноэтажный флигель (южный), каменная ограда с воротами. В настоящее время входит в архитектурный ансамбль резиденции губернатора Свердловской области.
Усадьба золотопромышленников Тарасовых расположена по адресу улица Горького, 21—23.Дом Севастьянова
читать дальше
Здание на этом участке впервые упоминается в 1817 г. На фиксационном плане города 1829 г. уже показана угловая ротонда: единственный пример в архитектуре Екатеринбурга того времени. Дом выстроили в классическом стиле, возможно по образцовому проекту. До недавнего времени можно было увидеть на чердаке здания следы типичного классического треугольного фронтона с арочным окном в тимпане, который когда-то украшал фасад, выходящий к пруду. Сменив несколько владельцев здание в 1860 году переходит к коллежскому асессору Николаю Ивановичу Севастьянову, купившему его у отставного канцелярского служителя С. А. Медведчикова. В 1866 г. владелец приступает к реконструкции дома по проекту Губернского секретаря Александра Ивановича Падучева.
Проектом предусматривались, кроме воплощенных деталей, также и не реализованный второй бельведер и балкон в северо-западной части здания, взамен которых устроили трехъярусную ажурную деревянную лоджию (не сохранилась). Вдоль фасада, обращённого к пруду, шла парадная анфилада, включавшая большую двухмаршевую лестницу, двухсветный зал с неоготической декорацией и угловой круглый зал в стиле неоренессанс, завершённый пологим куполом. Из последнего можно было попасть в анфиладу из трех комнат, обращенных к Главному проспекту (ныне проспект Ленина). В первой из них сохранился пышный мраморный камин с надкаминным зеркалом в стиле второго рококо (позднее здесь был кабинет председателя профсоюзов Свердловской области).
Торцевые и дворовые фасады здания традиционно лишены декора. Разрыв до соседнего участка со стороны проспекта занимали ворота, состоявшие из двух устоев со стрельчатыми калиточными проёмами, завершённых декоративными машикулями, и деревянных створок собственно ворот между ними.
После того, как Н. И. Севастьянов, получив повышение, уехал в Санкт-Петербург, здание приобретено в казну. С 1874 г. в нём расположился Окружной суд. В этот период исчезает деревянная лоджия, прорубается гранёная арка между двухсветным залом и ротондой; образовавшееся помещение используется как зал заседаний суда. В 1914 г. был составлен план расширения Окружного суда. Возможно, автором проекта является А. А. Федоров. По этому замыслу к торцам основного Г-образного объёма пристраивались дополнительные корпуса, но если со стороны проспекта декор дословно повторял существующий, то со стороны пруда трактовка неоготического стиля в новом пристрое значительно отличалась. К счастью, построили только корпус, обращенный к Главному проспекту. Проезд во двор на первом этаже его сохранили (он был застроен уже в советское время). Тогда же на фасаде угловой ротонды появилась надпись «Окружной суд», а с падучевского фронтона, обращённого к Главному проспекту, сняли фигурки львов (обломки одного из них сохранились до сих пор).
Архитектурный облик здания повлиял на появление неоготических построек в Екатеринбурге, также он ввёл моду на использовании в декоре домов города геральдического щита с перевязью, завершённого плюмажем.
В 2008 году было принято решение о реконструкции здания под резиденцию президента России на саммите ШОС. В ходе работ, завершившихся к весне 2009 года, в здании был сделан капитальный ремонт, отреставрированы фасады и пристоен новый корпус, в котором оборудован зал для парадных приёмов. Были восстановлены исторически аутентичные цвета фасада — белый, зеленый и терракотовый. Также, как и при реконструкции под резиденцию губернатора Свердловской области особняка Тарасова, расположенного по соседству, бывший дом Севастьянова отгородили от улицы решеткой.
Дом Севастьянова внесен в перечень объектов культурного наследия (памятников истории) федерального значения.
Памятная монета 3 рубля с изображением Дома Севастьянова из серии Памятники архитектуры России 2008 год
В 2008 году Центробанк РФ выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 3 рубля с изображением дома Севастьянова.
С домом Севастьянова связано несколько городских легенд. По одной из них Николай Иванович Севастьянов, планировал украсить крышу ротонды золотом, о чем неоднократно подавал прошения даже на высочайшее имя. Но так как золотом покрывают только купола храмов, это прошение утверждено не было. А в наказание просителя приговорили ходить каждое утро до ближайшей церкви в чугунных калошах. Никаких документальных свидетельств подобных моментов жизни Николая Ивановича Севастьянова не имеется. Начав свою карьеру как чиновник по особым поручениям Главного горного начальника (В. А. Глинки), впоследствии он прослыл человеком богатым, и екатеринбуржцы отзывались о нем не иначе, как об «известном богаче Севастьянове». По другой легенде владелец построил роскошный дворец на зависть всему городу, а сам жил в маленьком домишке напротив, и каждый вечер, сидя на лавочке перед домом, любовался своим творением. Потом он разорился и был вынужден продать здание министерству юстиции. Временем постройки дома Севастьянова считается 1866 год, хотя и до этой поры здесь было строение с полукружием ротонды — дом горного чиновника Ивана Васильевича Полкова. Ротонда здания является уникальным образцом «готического» стиля на Урале. Необычный дом с ротондой использовался в первой половине XIX века как театр, в нем выступали симфонические оркестры, пианисты и т. п.Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев
читать дальше
Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев — мужской православный монастырь находящийся в юрисдикции Екатеринбургской и Верхотурской епархии Русской православной церкви. Построен на Ганиной Яме, месте где согласно одной из версий были сожжены тела Николая II и его семьи. Монастырь учрежден 28 декабря 2000 года, первая церковь монастыря заложена 1 октября 2000 года.Храм Вознесения Господня
читать дальше
Храм был заложен в мае 1770 года, а освящён 19 сентября того же года. На первых порах представлял собой весьма небольших размеров деревянное сооружение. К 1789 году здание храма пришло в негодность и по просьбе прихожан было решено соорудить каменную двухэтажную церковь. Нижний этаж был в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а верхний — в честь Вознесения Господня.
На протяжении XIX века храм неоднократно достраивался и расширялся. В 1834 году священнослужители и прихожане решили пристроить к храму два придела с южной стороны, два придела с северной стороны и новое крыльцо. К началу XX столетия, уже будучи весьма обширным, храм имел 6 приделов: Вознесенский, Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещенский, во имя святителя Митрофана, во имя Ильи Пророка, в честь Казанской иконы Божией Матери. Нижний этаж был отведён под мужскую одноклассную церковно-приходскую школу.
В 1926 году храм был закрыт. Впоследствии в нём располагалась сначала школа, а затем краеведческий музей. 15 февраля 1991 года, в праздник Сретения Господня в храме была отслужена первая после долгих лет запустения литургия.Храм в честь Рождества Христова
читать дальше
Храм в честь Рождества Христова — православный храм в Екатеринбурге. Первый вновь построенный храм Русской Церкви Екатеринбурга со времён Октябрьской революции.
Закладка храма была произведена 30 сентября 1996 года. Строительство велось быстрыми темпами, и его открытие состоялось 7 января 1999 года, в праздник Рождества Христова.
19 сентября 2000 года в честь 2000-летия христианства возле входа в Храм была установлена бронзовая статуя Архангела Михаила высотой 2,5 метра и весом более 2 тонн. Отливка статуи была произведена на Уралмаше. 23 сентября монумент был освящён патриархом Алексием II.
В настоящее время Христорождественский приход - один из крупнейших в Екатеринбургской и Верхотурской епархии. Он духовно окормляет дом-интернат для инвалидов и престарелых Орджоникидзевского района, реабилитационный центр для детей-инвалидов "Пеликан", детский приют "Гнездышко", больничные учреждения на Уралмаше, школы, училища, воинские части… Наряду с этим, приход ведет интенсивное церковное строительство, в том числе, Свято-Троицкой церкви на Шарташе и храма во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской на Восточном кладбище.Большой Златоуст
читать дальше
Необходимость строительства сформировалась после того, как в 1839 году большой пожар уничтожил колокольню церкви Сошествия Святого Духа. Первоначально предполагалось осуществить реконструкцию здания Свято-Духовской церкви, с возведением на нём новой колокольни. Первый проект здания был разработан в 1841 году известным уральским архитектором Михаилом Малаховым в стиле «классицизм». Однако, проект, посланный на утверждение в Синод, был отвергнут Главным управлением путей сообщения и публичных зданий. В 1842 году Главным управлением путей сообщения и публичных зданий был предложен другой проект церкви, более крупной по величине и в русско-византийском стиле. Но жители города не согласились с проектом ввиду недостатка средств на строительство и обратились в Синод с прошением, или предоставить им на строительство 10000 рублей серебром, или разрешить строить по проекту Малахова.
В ответ на это прошение в 1843 году ГУПСиПЗ прислало новый проект, меньшего по величине здания. Но прихожане выразили нежелание строить по этому проекту и снова обратились в Синод с просьбой разрешить им строить по проекту, присланному в 1842 году, который им «более нравится, ибо он по наружности величествен и по внутреннему расположению весьма удобен».
Разрешение было получено в 1844 году, причём этот проект получил Высочайшее утверждение императором Николаем I.
Однако прихожане опять обратились в Синод в 1846 году с просьбой разрешить им строить храм, увеличив все его размеры в 1,5 раза, и без колокольни, с тем, чтобы вместо неё соорудить отдельное здание храма-колокольни, посвятив его святому мученику отроку Максимилиану — в память о посещении города членом императорской фамилии герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.
Екатеринбуржцы представили чертежи на оба здания, но в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий их отвергли и разработали собственные, которые и получили Высочайшее утверждение императором 3 апреля 1847 года. Предположительно, автором проекта был петербургский архитектор Василий Морган. По этому проекту планировалось выстроить для церкви большое здание, похожее на Храм Христа Спасителя, с тремя приделами, перед входом в которое должно было возвышаться здание Максимилиановской колокольни, при этом старую Свято-Духовскую церковь (XVIII века постройки) предполагалось разобрать.
Заложение первого камня состоялось 21 сентября 1847 года при участии епископа Екатеринбургского Ионы.
Однако в итоге было выстроено только здание храма-колокольни, получившее в народе наименование «Большого Златоуста», а старое здание Свято-Духовской церкви сохранилось и стало называться «Малым Златоустом».
Строительство «Большого Златоуста» велось 29 лет. После того, как 24 июля 1876 года епископом Екатеринбургским Вассианом было проведено освящение двух алтарей, колокольня стала служить храмом.
После установления советской власти при церкви было образовано религиозное общество. Службы в нём к 1920 году посещало, по данным милиции, более 1000 человек. В 1920 году подвальные помещения церкви были заняты городскими властями под овощехранилище. В 1922 году в церкви было проведено изъятие церковных ценностей. Всего было изъято 745 кг серебра и 234 драгоценных камней. После вызванного арестом Патриарха Тихона раскола церкви Максимилиановская церковь, как приписанная к Свято-Духовской, была передана властями обновленцам, после чего община при ней сократилась до 123 человек.
В 1928 году после того, как под предлогом «ветхости» был закрыт и снесён Свято-Духовской храм, часть его имущества была передана в Максимилиановскую церковь, которая после этого именовалась «Златоустовской». При закрытии Свято-Духовского храма власти сначала дали обещание освободить подвалы Максимилиановской церкви, чтобы перенести туда часть имущества из сносимого храма, однако, обещание не было выполнено. В том же году власти заставили снять с церкви колокола, аргументируя это тем, что из-за ветхости креплений они могут упасть жителям на головы.
17 февраля 1930 года церковь была закрыта в ходе кампании массового закрытия церквей в городе и весной того же года была взорвана. Из полученного при её сносе кирпича было выстроено здание («Дом Обороны») на Покровском проспекте. На площади, где она стояла (которую впоследствии назовут площадью Малышева), образовался небольшой сквер, в котором на месте алтаря встала скульптурная группа, изображавшая сидящих рядом Сталина и Ленина в Горках. Эту скульптурную группу убрали в 1956 году. В 1977 году опять точно на месте алтаря церкви был сооружен монументальный памятник руководителю карательного отряда Ивану Малышеву, незадолго до этого в честь него Покровский проспект был переименован в улицу Малышева.
Решение о восстановлении храма приняли уральские-бизнес-структуры: Уральская горно-металлургическая компания и Русская медная компания, которые получили поддержку администрации Екатеринбурга и Екатеринбургской епархии.Объёмно-планировочное решение и фасады Максимилиановского храма-колокольни воссоздаются полностью, по сохранившимся чертежам и фотографиям. Добавляются лишь подвальный этаж и хоры для певчих над трапезной (притвором). Вся храмовая застройка охватывает территорию около 500 м², при этом общая площадь строений храма составит 1200 м². Наружная отделка здания будет выполнена из керамогранита, литья и камня, кровля — из меди, купола — из нержавеющей стали. Территория вокруг «Большого Златоуста» будет благоустроена. Постоянные богослужения в храме должны начаться в 2010 году, когда все строительные работы будут полностью закончены.Музей истории Екатеринбурга
читать дальше
Музей истории Екатеринбурга основан в 1992 году при реорганизации Дома-музея Я. М. Свердлова, существовавшего с 1940 года. Музей расположен в здании начала XIX века, которое является памятником истории и культуры. Основное здание было построено в 1820 году почтмейстером Г. Лайвашевским, флигель достроен в 1837 году горным инженером А. Г. Качкой. За время своего существования оно было гостиницей, дворянской усадьбой, доходным домом, жилым домом с коммунальными квартирами. В конце XIX — начале XX века в здании размещалась знаменитая частная библиотека С. А. Тихоцкой.
В 2004—2005 годах здание было реконструировано и значительно расширено.
Восстановлен интерьер и сохранена коллекция книг самой успешной частной библиотеки Екатеринбурга С. А. Тихоцкой. В начале XX в. дом с мезонином по Вознесенскому проспекту стал широко известен в городе благодаря открывшейся здесь частной библиотеке. Где как не здесь можно было расширить свой кругозор, получить интересную информацию, пообщаться. Ко всем посетителям Софья Адольфовна умела найти подход, подобрать нужную книгу. Всю свою личную библиотеку — 16 тыс. томов она отдала в общественное пользование. Молодое поколение того времени называло Софью Адольфовну самой популярной женщиной в Екатеринбурге, о ней говорили, писали в газетах. Библиотека С. А. Тихоцкой — целая страница культурной жизни Екатеринбурга. В экспозиции находится уникальный экспонат—шкаф польской работы 1734 г. — почти ровесник г. Екатеринбурга.